Каракка


Мы не знаем точно, когда появилась первая каракка, но еще в 1304 году флорентийский хроникер Джиованни Виллани утверждал, что итальянские кораблестроители копировали конструкцию бакского кога, при постройке корабля, упоминаемого, как коха. Лишь несколько изысканных живописных свидетельств сохранилось о ранних кохах, но к 1340 году крупнейший из них, был известен как баронский коха, который был больше, с корпусом с более глубокой осадкой, чем изначальный баскский ког. Он почти наверняка имел две мачты, нес сочетание парусной оснастки состоявшей из прямых парусов на грот-мачте и латинского паруса на бизань-мачте. К концу 14-го века, термин «каракка» использовался англичанами для описания генуэзских торговых кораблей такого типа, хотя нет никаких ясных свидетельств, что они плавали так далеко на севере, у британских островов. На Иберийском полуострове, тоже самое судно было известно под названием нао, хотя термин также использовался по отношению к испанской версии североевропейского халка. В действительности, на протяжении всего 15-го века ранние каракки, нао и халки все относились к похожим общим типам кораблей.
Небольшой военный корабль в гавани Дувра, фрагмент эскиза (примерно 1530 г.). На судне имеются пушечные порты, в то же время солдаты вооруженные различными видами оружия изображены стоящими на боевых палубах носовой и кормовой надстроек. (Британская библиотека, Лондон)
Несмотря на то, что есть свидетельства, что двухмачтовых кохи плавали по Средиземноморью в конце 14-го века, их первое подробное упоминания в английских письменных источниках отмечается в 1410 году, когда двухмачтовая генуэзская каракка была захвачена английскими пиратами, и английской короной были заявлены права на владение этим кораблем. О другой похожей каракке, есть упоминание в официальных документах на следующий год. К 1417 году Генрих V (правил в 1413-22 годах) купил 8 генуэзских каракк, которые вошли в состав его зарождающегося королевского флота. Шесть их них описывались современниками, как судна водоизмещением в 500 тонн, оснащенные двумя мачтами – грот-мачтой и «мезан» – бизанью. В последние годы правления Генриха английские судостроители пополнили его флот, также двухмачтовыми кораблями, этим самым подтвердив, что конструкция кохии была скопирована английскими королевскими корабелами. Однако, к концу правления Генриха эти же самые корабелы ступили на один шаг вперед.
Английский корабль разбивающийся о скалы, фрагмент картины «Уорвикское катание» (примерно 1480 г.). Обратите внимание на ткань тента (который был раскрашен цветами Эрла Уорвика – желтым и голубым), и на большие артиллерийские орудия расположенные на шкафуте корабля. Полное название «Уорвикского катания», звучит как «Зрелище рождения, жизни и смерти Ричарда Бюшампа, Эрла Уорвика» – серия эскизов изображающая случаи из жизни знатного англичанина. Однако, большинство историков называют их просто «Уорвикским катанием». Хотя Ричард Бюшамп умер в 1439 году, эскизы были изготовлены значительно позднее, они могли быть нарисованы по желанию одного из его детей, возможно Анны, графини Уорвикской, жены противника Эдварда IV в битве у Барнета. Она умерла в 1493 году, и стили всех доспехов и кораблей изображенных на иллюстрациях соответствуют по времени последнему десятилетию жизни Анны. Кроме этого, эти эскизы могли быть изготовлены по желанию ее дочери, которая стала королевой Анной после того как ее муж, Ричард герцог Глочестерский, стал королем Ричардом III. Она умерла в 1485 году, за пять месяцев до того, как ее муж погиб в сражении при Босуорте. (Британская библиотека, Лондон)
Год спустя после своей победы над французами в битве у Азинкура (1415 год), Генрих V приказал построить два новых боевых корабля, один из которых был построен в Байонне на побережье Аквитании, а другой в Саутгемптоне в графстве Гемпшир. Саутгемптонский корабль был крупнее корабля построенного в Байонне, и когда он был спущен на воду в 1418 году, отмечалось, что он имел водоизмещение 1400 тонн. Мало что известно об этом огромном корабле, называвшимся Grace Dieu («Грейс Дью»), сохранилось несколько записей об инвентаризации его запасов, проводившихся после того, как в 1420 году он был поставлен на консервацию. Его обломки были обнаружены около Барследона на реке Хамбл, в разное время с середины 19 века они обследовались и с них были взяты образцы. Изучение обломков показало, что его корпус имел клинкерную обшивку (внакрой), киль длиной около 125 футов и шириной 50 футов. По размерам этот корабль был крупнее любого другого корабля построенного на британских островах до 17-го века. Капитан флорентийской галеры был очевидцем видевшим «Грейс Дью», и оставившим свидетельства, что корабль был около 184 футов в длину на уровне палубы, грот-мачтой высотой в 200 футов и 22 фута в окружности.
Сравнивая записи с его обломками, становится понятно, что «Грейс Дью» был ранней караккой оснащенной двумя мачтами – большой грот-мачтой и бизанью. В дополнении к этому, бушприт выдавался вперед из его высокой, похожей на башню носовой надстройки. Основываясь на изображениях того времени более мелких, но схоже построенных ранних судах, мы можем утверждать, что его кормовая надстройка (упоминаемая как «летний замок») была ниже, чем носовая надстройка. Интересно, что построенный в Байонне корабль, был построен по технологии по которой строились каравеллы, что подтверждает, то что, по меньшей мере, на юго-востоке Франции, средиземноморская школа судостроения, уже вытеснила все существовавшие ранее североевропейские приемы постройки кораблей, в то время как английские кораблестроители, продолжали строить суда, придерживаясь традиционной школы. К сожалению, очень немногие документальные записи об английском военно-морском флоте дошли до нашего времени от предшествующего полувекового правления монархов Йоркской династии – Эдварда V (правил в 1461-1483 годах) и Ричарда III (правил в 1483-1485 годах). Поэтому у нас так мало убедительных доказательств эволюции английского королевского флота происходившей в эти ключевые десятилетия.
Что ясно, так это то, что финансовые трудности и политическая нестабильность означали, что увеличение королевского флота имело очень низкий приоритет в этот период. Однако, при Эдварде IV флот увеличился за счет покупки и перестройки торговых судов. В 1480 году он состоял из семи каракк и двух кораблей – каравеллы и барка. Из каракк, две были испанской постройки, в то время как остальные – португальской. Сейчас разница между караккой и «кораблем» не совсем понятна, но в целом в последствии так называли корабли с «полной парусной оснасткой» фок-мачты, грот-мачты и бизань-мачты. В то время они оснащались прямыми парусами, а латинское парусное оснащение было введено только с 1480-х годов, также в это время были введены топсели на всех трех мачтах.
Каравелла была меньше каракки по размеру с обшивкой корпуса вгладь, несущим две или три мачты, позднее на ней ставился латинский парус. Этот тип корабля широко использовался португальцами, а позднее испанцами, как «корабль для открытий». Наконец, барк был совершенно другим типом трехмачтового судна неопределенного размера, хотя позднее барки обычно имели относительно небольшие размеры. Все три мачты несли прямую парусную оснастку, последний парус крепился к бизань-мачте спереди и сзади, поэтому он походил на квадратную версию латинского паруса. Caravel of Salcombe («Каравелла Салькомба») была продана сразу после смерти Эдварда IV, а единственный остававшийся корабль из двух судов такого типа, был исключен из списков военно-морского королевского флота (это был термин 14-го века, не менявшийся на «королевский военно-морской флот» до 1660 года). Bark of Southampton («Барк Саутгемптона») был переименован в Bonadventure («Бонавентура») в конце века, когда он был переклассифицирован в каракку. Предполагается, что это было сделано из-за его парусной оснастки, а не из-за конструкции корпуса, согласно которой первоначально его классифицировали как барк.
Другой примечательной особенностью североевропейской каракки 15-го века была форма её кормы. Обшивка корпуса (или пояс наружной обшивки корабля) загибалась вверху на корме, образуя более закругленную корму корабля, чем на судах позднейшей постройки. Эту особенность можно заметить и на халках того времени. С 1488 года и позднее эта практика прекратилась для упрощения постройки корабля, когда пояс обшивки крепился к кормовым шпангоутам корабля, и добавилась транцевая (плоская) корма. Это упрощение стало важным, когда пришлось строить тяжелые корабли, способные выдерживать огонь тяжелой артиллерии.
Военный корабль  «Генри Грэйс э`Дью»
Один из наиболее амбициозных военных кораблей построенных во время правления династии Тюдоров, вероятно его постройка является прямым ответом на строительство корабля Great Michael («Грейт Майкл») королем Шотландии – Джеймсом IV. К сожалению, прошло три десятилетия прежде чем, корабль смог открыть огонь из своих пушек, большую часть времени он провел на консервации. Корабль был построен больше для престижа, чем имел какую-нибудь военную ценность, и в 1520 году он сопровождал Генриха VIII из Дувра в Кале для встречи с Франциском I на «Поле золотой парчи». Уже тогда водоизмещение корабля препятствовало его выходу или входу в гавань. В то время как его вид был впечатляющим, расходы на его эксплуатацию в мирное время считались непомерно высокими, и он стал рассматриваться своеобразным «белым слоном». На рисунке показано одно из кованых из железа казнозарядных орудий которыми был вооружен корабль, установленное на лафете, который был воссоздан на основе обломков с «Мэри Роуз».
Характеристики корабля «Генри Грэйс э`Дью»
Военный корабль «Генри Грэйс э`Дью» (1525 г.)
Тип: «Великий корабль» (каракка), прозвище «Грейт Гарри». Построен в 1514 году в Вулвиче
Водоизмещение: 1000 тонн*
Длина киля: около 130 футов
Ширина палубы: около 50 футов
Вооружение: 80 орудий (51 тяжелое, остальные вертлюжные пушки; в инвентаризационном списке вооружения на борту всего числилось 112 орудий, включая ручное огнестрельное оружие
Экипаж (1536 год): 700 человек (включая 400 солдат и 40 пушкарей)
Заметки о службе: Перестроен в 1539 году. Участвовал в сражении у Портсмута в 1545 году. Переименован в Edward «Эдвард» в 1547 году, уничтожен пожаром в 1553 году
* некоторые ранние источники (основанные на различных системах вычисления водоизмещения) дают 1500 тонн
Военный корабль «Соверен»
«Регент» и «Соверен» стали первыми военными кораблями построенными для военного флота Тюдоров, позднее они были перестроены на реке Хамбл около Саутгемптона под наблюдением Сэра Ричарда Гилдфорда, магистра артиллерии. Корабль «Соверен» вошел в состав флота в 1489 году, но мы немного знаем о его службе до того момента, как он был переоснащен в 1509 году – он был перевооружен внушительным комплектом из 14 тяжелых пушек, а также 54 легкими орудиями, в основном вертлюжными пушками. Он участвовал в морской битве у Бреста в 1513 году, когда его имя упоминается среди тех кораблей, которые пытались взять на абордаж французский военный корабль «Мария ля Кордильер». После признания непригодным к дальнейшей службе на флоте в 1521 году он был оставлен догнивать на своем причале на южном берегу реки Темза в Вулвиче, где его останки были найдены в 1912 году.
Характеристики корабля «Соверен»
Военный корабль «Соверен» (1512 г.)
Тип: «Великий корабль» (каракка), изначально назывался Trinity Sovereign («Тринити Соверен»). Построен в 1488 году.
Водоизмещение: 800 тонн*
Длина киля: около 125 футов
Ширина палубы: около 40 футов
Вооружение: 100 орудий (большинство из них вертлюжные пушки и ручное огнестрельное оружие) - 69 пушек в 1509 году
Экипаж (1513 год): 700 человек (включая 400 солдат и 40 пушкарей)
Заметки о службе: Перестроен в 1509 году. Участвовал в морской битве у Бреста в 1512 году.
* Объявлен непригодным к плаваниям в 1521 году и исключен из состава военного флота
* * *
Серия «Троецарствие»

Комментариев нет:

Отправить комментарий